Педагогика Монтессори. Почему мы ее выбираем?
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь - двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Она очень хорошо изучила классно-урочную систему в школе и на основании этого пришла к выводу, что такая система тормозит развитие ребенка. Многолетний опыт работы с детьми позволил разработать альтернативную дидактическую систему. Систему, основанную на глубоком (глубочайшем) уважении к ребенку. Систему, продуманную основательно, до мельчайших мелочей. Систему, основанную на следующих постулатах (аксиомах): 1. Чтобы воспитывать и обучать человека, его необходимо знать. 2. Чтобы знать человека, его нужно изучать. 3. Чтобы изучать, надо наблюдать. 4. Чтобы человека наблюдать, он должен быть свободен в самопроявлениях. Мария Монтессори называла свой метод – Метод научной педагогики, так как он родился в процессе её исследований. Она была, прежде всего, учёным, врачом, психологом, а не педагогом, и у неё изначально не было никакой программы или цели чему-то научить детей. Она наблюдала за развитием детей в разных странах мира и социальных условиях, делала выводы и открытия, что позволило ей самой многому научиться у детей. Мария Монтессори говорила: «Ребёнок – отец Человека». (Дети – другие).
Главное, в чём отличается Монтессори-подход, с точки зрения самого автора – Марии Монтессори, – в позиции взрослого по отношению к ребёнку.
В основе образовательной системы М. Монтессори лежит философская идея: - каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану и зависит от среды, в которой находится. - Ребёнок обладает особой формой разума – «впитывающим мышлением», находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. - Задача взрослого - не вмешиваться в природу ребёнка, а побуждать его к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию, создавать условия для «впитывания» окружающего мира. Основной принцип М.Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». В центре развивающей среды находится ребёнок, который «строит» себя сам. Монтессори-педагог помогает каждому ребёнку индивидуально и только тогда, когда это необходимо, создаёт и поддерживает порядок в окружающей, специально подготовленной среде. В такой «подготовленной» среде ребёнок получает разнообразные физические и духовные упражнения, познаёт свою целостность и развивается всесторонне.
А чтобы среда оказывала развивающее влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований: 1. Красота помещения и его оборудования. 2. Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет). 3. В среде должен быть порядок. 4. Наличие зон в расположении материала. 5. Наличие подготовленного педагога (воспитателя). Разновозрастной подход к комплектованию группы детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим. Педагог является посредником между ребенком и окружающей средой. В такой подготовленной среде ребенку предоставлена возможность свободного выбора: - материала, с которым он желает позаниматься, - место работы – на коврике или за столом, - ребенок может заниматься один или с партнером, - длительности занятия - заниматься так долго, как ему это необходимо, - свобода ничего не делать. Таким образом, неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является воспитание свободной личности, формирование умения выбирать наилучшее для себя и другого. Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. Этим занимаются и дети в Монтессори группе. Каждый выбор имеет свои последствия, это - неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего выбора. Умение делать выбор - прямой путь к свободе. К свободе внутренней. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить выбор. Дети учатся этому, свободно и осознанно выбирая работу с Монтессори-материалом. Понятие «свобода» тесно связано с понятием «дисциплина». И эти два понятия занимают важное место в системе М. Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами работы. Дисциплинированным в группе Монтессори называют того, кто умеет свободно владеть собой, подчиняться определенным жизненным правилам. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключен.
Особое место в подготовленной среде занимает уникальный дидактический материал, который должен отвечать определенным требованиям.
Работая с Монтессори-материалом, ребёнок упорядочивает свои знания об окружающем мире, приобретает собственный опыт, учится понимать природу и окружающий мир, проявляет возможности собственного развития, освобождает свои внутренние силы, постепенно, шаг за шагом становится независимым от взрослых.
Все материалы располагаются по зонам: 1. Зона упражнений практической жизни; 2. Математическая зона; 3. Сенсорная зона; 4. Языковая зона; 5. Космическая зона.